Недавнее выступление Порошенко во Львове на открытии памятника митрополиту грекокатолической церкви, выученику польских иезуитов Андрею Шептицкому (1865-1944), словно в насмешку над состоявшимся перед этим празднованием крещения Руси, обнажило тупики «украинства XXI века». А последовавшее затем решение правительства Яценюка об установлении 20 именных стипендий имени Андрея Шептицкого подтвердило, что враждебное православной вере народа униатство – не случайный элемент в идеологии и практике киевского режима.
В той мере, в какой власть, сформированная государственным переворотом, силится сделать галицкий национал-радикализм с его стойкой русофобией основой новой украинской государственности, выбор Шептицкого для зачисления его в пантеон «героев Украины» закономерен.
Шептицкий остался в памяти как беспринципный, циничный прислужник всех властей, сменявших друг друга на западе Украины. Это он благословлял карательную дивизию СС «Галичина», это он поздравлял Гитлера с захватом городов Советского Союза, в том числе и Киева. Известны его подобострастные письма с выражением «преданности» сначала австро-венгерским властям на случай их оккупации Украины, затем императору Николаю ІІ по случаю освобождения Львова русской армией от австро-венгерских войск. Во время пребывания Галиции и Волыни в составе Польши Шептицкий призывал местное население смириться с польским гнётом и проповедовал ненависть к СССР; после воссоединения Галицко-Волынских земель с УССР в составе СССР он агитировал за сотрудничество с советской властью; после нападения Германии на Советский Союз встал на сторону Гитлера и благословил его «новый порядок» в Европе. После освобождения Галиции и Волыни Красной армией адресовал подобострастные письма теперь уже Сталину, выражая ему благодарность за воссоединение Западной Украины с УССР.
Если Шептицкий и есть «золотой запас» нации, как сказал Порошенко, то что эту нацию ждёт? Ведь тупик этно-националистической (галицийской) версии украинской государственности здесь налицо. С одной стороны, режим тщится представить себя наследником Древней Руси, с другой — он целенаправленно разрушает это наследие, примешивая к нему антиправославные и антирусские традиции униатов и окатоличенной части населения Галицкого края.
Не продуцировать эту несусветную идеологическую смесь режим не может. Ведь признать свою связь с Древнерусским государством означало бы признать общность малороссов-украинцев с великорусской и белорусской частями русского народа, признать наличие у них общей истории, признать их общую связь с историей Российской империи и СССР (а в его составе - УССР). Это означало бы признать преемственную связь истории народа Украины не только с древнерусскими князьями - Владимиром и Ярославом, но и с Александром Невским, и с Петром Великим, и со всеми русскими самодержцами, всеми выдающимися деятелями общерусской истории. Признав всё это, украинский националистический режим похоронил бы себя.
Поэтому, формируя официальный идеологический дискурс, нынешнему украинскому режиму приходится опираться на другую историю. Эта «другая история» есть история истребления русских традиций в народе Юго-Западной Руси (нынешней Украины), долгое время находившейся под польским и австро-венгерским владычеством. Возникновение в процессе подмены реального прошлого историческим фальсификатом таких мясников, как Бандера, Шухевич, Стецько и, конечно же, их «духовный» наставник Шептицкий, совершенно закономерно, как закономерно появление фантастических и мнимых сущностей вроде «Украины-Руси» - изобретения Грушевского.
В своей львовской речи 29 июля Порошенко продолжил эту линию, но допустил грубую оплошность, которую думающая Украина, не отождествляющая себя с галицкой окраиной, может ему и не простить: Порошенко предложил считать униатскую церковную структуру под управлением гитлеровского пособника Шептицкого «прообразом национального украинского организма». Да ещё добавил, что «Украина», наспех сочинённая им, «существовала в тех границах, что и Греко-католическая церковь». Если это не аннигиляция «самостийной» украинской государственности, то тогда что это такое?!
Есть в этих изысках Порошенко и цинизм особого рода: он обрекает жителей Галиции оставаться в заложниках их трагической истории, отправляет в небытие замечательную плеяду деятелей галицко-русского возрождения второй половины XIX - начала XX вв., вычёркивает из памяти народа мощную русофильскую традицию Галиции, которая до чудовищного истребления галицких и буковинских русских в австрийских концлагерях Талергоф, Терезин, по городам и сёлам края была здесь преобладающей.
Расслышал ли Киев, расслышала ли центральная Украина послание, направленное им президентом Порошенко в его львовской речи 29 июля? Если люди это расслышали, то должны были и понять, что означают те краски, в которых глава государства изобразил «национальный украинский организм». Ведь это сигнал к тому, что скоро на Украине не будет места уже не только для Донбасса и всего Юго-Востока (их уже вычеркнули из числа строителей «европейской Украины»), но и для населения центра Украины.
В сознании украинских националистов всех времён прослеживается одна роковая черта: сближение с Европой всегда означало для них ненависть к собственной истории за её русские корни. Если до февраля 2014 года население Юго-Востока сопротивлялось, как могло, ползучей украинизации и «мягкой» русофобии, то февральский переворот это препятствие для необандеровцев устранил. Чем бы ни закончилась война, националистическая Украина, где галичане-западенцы официально назначены гражданами первого сорта, вытолкнула преимущественно русский Донбасс из своих пределов.
Теперь «эталонное украинство» выталкивает из своего состава центр Украины, то есть исторически русскую Украину-Малороссию. При поддержке режимом экстремистской группировки «киевский патриархат» и превозношении униатства населению всей страны указывается путь: чтобы стать «правильными» украинцами, надо стать галичанами, изменить своей вере, раз и навсегда порвать с общерусской историей. Перестать быть самими собой.
Здесь, как ни в чём другом, обнаруживает себя вся нищета саморазрушительной украинской идеологии.
Всему, однако, есть предел. Задевая глубинные пласты культуры и жизнепонимания малороссов-украинцев, режим критически сдавил пружину протеста. А сжатая пружина имеет свойство с силой разжиматься.
|